карта сайта

АЛЕКСАНДР ЧУПИН

 

карта сайта

Статьи о спектакле "Деньги! Коварство! Любовь!"

Вологодский драматический театр встречает весну премьерой. 3 марта на Камерной сцене, открытой в прошлом году, состоялась премьера спектакля «Деньги! Коварство! Любовь!» по мотивам рассказов Михаила Зощенко.

Новый спектакль – своеобразная летопись человеческих отношений. сцены из современной жизни перемежаются рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные исторические периоды.

В коммунальной квартире уживаются несколько семей. В условиях «тесного межчеловеческого общения» в людях начинают проявляться различные качества и черты. Порой не самые лучшие. Впрочем, история знает немало примеров, когда деньги порождают коварство, а любовь связана с крупнейшими неприятностями.

В небольшом уютном Камерном зале у зрителей, сидящих за столиками, создается впечатление, что они тоже являются жильцами этой «коммуналки» – настолько происходящее на сцене действие связано со зрителем. Спектакль яркий и динамичный, смешной и немного грустный. Такой, как сама жизнь.

Режиссер спектакля Александр Чупин известен зрителям по ролям в спектаклях «Зима», «Дорогая Памела», «Ночь перед Рождеством», «Тартюф» и др. До приезда в Вологду Александр не раз выступал в качестве режиссера, создав несколько спектаклей в Санкт-Петербургском детском игровом театре «Карусель» и Санкт-Петербургском Маленьком Драматическом Театре (МаДТ).

Руководит постановкой художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили.

В ролях:Дмитрий Мельников, засл. артистка РФ Наталья Воробьева,Лариса Григорова,Александр Чупин,Сергей Закутин,Екатерина Петрова, засл. артист России Олег Емельянов,Андрей Светоносов.

Мария Кузнецова
Культура Вологодской области

Культурный слой

На час в коммуналку 30-х

На камерной сцене Вологодского драматического театра состоялась премьера спектакля по мотивам «Голубой книги» Михаила Зощенко «Деньги! Коварство! Любовь!» в постановке Александра Чупина под руководством Зураба Нанобашвили.

Один из критиков начала 30-х годов прошлого века заявил: «Пролетариату смеяться ещё рано, пускай смеются наши классовые враги». «Пролетариев» на премьере 3 марта в драматическом театре собралось немного, «классовые враги» ничем себя не обнаружили, а все зрители смеялись дружно и весело, назло кризису и критику.
Буквально на час небольшой зал, где проходил спектакль, превратился в коммунальную квартиру: актеры общались со зрителями не только со сцены, но и непосредственно в зале, внезапно появляясь где-то позади, торжественно шествуя между рядами столиков, обращаясь за помощью к случайным людям. Удалось главное - воссоздать «дух эпохи», передать атмосферу коммуналки 30-х годов, вместе со зрителями переместиться во времени. Ситцевые занавесочки, протянутые через квартиру верёвки для сушки белья, печатная машинка, чай в подстаканнике - на фоне таких незатейливых атрибутов советской коммунальной действительности актеры, шутя и играя, размышляют о смысле жизни и философии истории.
Сюжеты, взятые режиссером-постановщиком Александром Чупиным из «Голубой книги» Зощенко, - это иллюстрация трёх основных движущих символов человеческой истории: миром правят деньги, любовь и коварство. Сложные философские мысли высказаны настолько обыденным, ироничным, простым способом, что трагичная картина мира превращается в легкий игривый набросок. И зрителя отнюдь не пугает завернутый в простыню тиран, который платит палачам за отрубленные, похожие на капустный кочан, головы. Зритель не сочувствует полоумной рабыне, которую выдали за египетскую принцессу перед персидским царем и которой приказывают отрубить голову за обман. Зритель с пониманием кидает монетки в протянутую руку несчастного товарища Гусева, которому не разрешает умереть жена.
По внутреннему содержанию Зощенко считал «Голубую книгу» романом и определял ее как «краткую историю человеческих отношений». Рассказы о современности перемежаются рассказами, действие которых происходит в прошлом - в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое дается в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов. После публикации «Голубой книги», вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки».
Герои спектакля вполне подходят под определение «не обременённые культурным багажом». Борька Фомин (Дмитрий Мельников), выигравший в лотерею пять тысяч и поддавшийся обольщениям молодой девицы Фенички (Екатерина Петрова), жаждущей выскочить замуж за первого встречного, но желательно богатого. Антонина, жена Фомина (заслуженная артистка РФ Наталья Воробьева, Лариса Григорова) - «советская тётка», скандальная и крикливая, впрочем, неравнодушная и всем сочувствующая, Вовка Чучелов(Александр Чупин, Сергей Закутин) -«вечный студент», «химик» и фантазёр: именно он придумывает «гениальный» план поимки вора, крадущего дрова. Милиционер (Андрей Светоносов), который всегда появляется в нужное время и в нужном месте, тщательно выслушивающий и правых и виноватых. И, наконец, товарищ Гусев (заслуженный артист России Олег Емельянов), «человек, побывавший на трёх фронтах и шесть раз обстрелянный тяжелой артиллерией». В течение всего спектакля эти персонажи несколько раз перевоплощаются в различных великих деятелей и «вершат историю» среди ситцевых занавесок коммунальной квартиры.
Ещё один «персонаж», весь вечер не сходящий со сцены, - авторский текст, неповторимый стиль которого - ёмкий и художественно выразительный - прославил Михаила Зощенко и сделал его любимым писателем многих поколений.


Екатерина АНОХИНА
"Вологодские новости", 18 марта 2009г. № 11 (1573)

Премьера

От коварства до любви...

Год назад, в конце марта, в Вологодской областном драматическом театре была открыта Камерная сцена. Здесь состоялась премьера спектакля «АП! Чехов!» по рассказам Антона Павловича. Режиссёром выступил Сергей Закутин. Спектакль тогда получился лёгкий, смешной, задорный. Невольно думалось, каким же будет продолжение - ведь планка-то поднята довольно высоко. И вот долгожданная новая премьера: спектакль «Деньги! Коварство! Любовь!» (истории из жизни коммунальной квартиры) по рассказам Михаила Зощенко.

Перед входом в зрительный зал можно было познакомиться с газетой «Камерная сцена», выпущенной на сероватой бумаге, напоминающей то далёкое время, когда происходит действие спектакля. В инсценировке, как отмечается в газете, использованы мотивы и сюжеты из «Голубой книги» Зощенко.
На час с небольшим зрители становятся участниками событий, происходящих в обычной коммунальной квартире. А поскольку артисты постоянно «передвигаются» по залу, обращаются напрямую к почтенной публике, создаётся иллюзия, что ты вместе с ними проживаешь это время: сочувствуешь, негодуешь, грустишь. Ситуации, показанные нам, хорошо узнаваемы. Вот выиграл Борька Фомин (артист Дмитрий Мельников) пять тысяч в лотерею и люди, окружающие его, буквально меняются на глазах: жена Антонина (заслуженная артистка РФ Наталья Воробьёва) чувствует себя на седьмом небе от счастья, Феничка (артистка Екатерина Петрова) так и льнёт к удачливому соседу, Вовка Чучелов (артист Александр Чупин) никак не может поверить, что какому-то Борьке повезло...
Что? Знакомая картина? Как там у Зощенко говорится: «Деньги! Этот могущественный предмет до сей славной поры с лёгкостью покупал всё, что вам было угодно. Он покупал сердечную дружбу и уважение, безумную страсть и преданность, неслыханный почёт, независимость и славу, и всё, что имелось наилучшего в этом мире».
В центре почти всех событий оказывается Человек, он же товарищ Гусев. Заслуженный артист России Олег Емельянов в этой роли просто великолепен: он легко чувствует партнёров по спектаклю, создаёт яркий неповторимый образ и в то же время слегка подтрунивает над этим же образом. Хорош и милиционер (артист Андрей Светоносов), уже не представляющий свою жизнь без постоянных вызовов в коммуналку.
Одним словом, как заметил бы Зощенко, «спектакль этот надо смотреть, товарищи, обязательно!».
Автором инсценировки и режиссёром-постановщиком спектакля стал молодой, но очень талантливый Александр Чупин. А руководитель постановки Зураб Нанобашвили (по «совместительству» художественный руководитель драмтеатра) это благое дело одобрил и печать свою приложил... Ну, а если серьёзно, то очень приятно, что коллектив театра уверенно движется к своему 160-летию, которое будет отмечаться 1 ноября сего года. Как бы сказал тот же самый Зощенко: «...сообщаем, что живём пока ничего себе, много работаем, здоровье стало лучше и оно укрепляется ».

Александр МАРЮКОВ
"Красный север", 19 марта 2009г. № 29(26263)

О новом спектакле в Вологодском областном драматическом театре

«Кто виноват?», или «Деньги! Коварство! Любовь!»

В Страстную пятницу, 17 апреля, я согрешила: хохотала в общественном месте так сильно, что мешала остальным гражданам. Каюсь, каюсь и спешу оправдаться – «не виноватая я». Это все они! Кто? Сейчас все объясню. Когда мы в середине марта покупали билеты в кассе драматического театра на новый спектакль «Деньги! Коварство! Любовь!», то еще не знали, что наш культпоход совпадет со страстной пятницей. Мы и не подозревали, что на март уже все продано, да и на 17-е апреля оставался всего один билет (на 2 лица). Кто виноват в том, что билетов не достать, хотите знать? Я расскажу!
Спектакль «Деньги! Коварство! Любовь!» Истории из жизни коммунальной квартиры» поставлен по мотивам «Голубой книги» М. Зощенко артистом драмтеатра Александром Чупиным (руководитель постановки – Зураб Нанобашвили). Он же является автором инсценировки и, скорее всего, автором самой идеи постановки. Поэтому, как ни крути, главным виновником моего грехопадения является именно господин Чупин. Именно он играл в этот злосчастный вечер и одну из ролей – Вовку Чучелова, и так убедительно играл, что когда на маленькой сцене появлялся этот худенький шустрый Вовка в клетчатых штанах и большой кепке, я начинала хихикать, даже если он еще ни слова не говорил.
Соседей Вовки Чучелова сыграли засл. артисты РФ Наталья Воробьева и Олег Емельянов, артисты Дмитрий Мельников и Екатерина Петрова, Милиционера – завсегдатая этой «нехорошей квартиры» - артист Андрей Светоносов. Эти люди и есть настоящие и окончательные виновники моего невольного греха. Они буквально силой (силой таланта, конечно, но это их не оправдывает) затащили нас, добропорядочных зрителей, чинно рассевшихся за изящными столиками, в свой сумбурный, трагикомичный, невероятный и одновременно такой узнаваемый мир. Они заставили нас разглядеть за простенькими декорациями – занавески в цветочек да деревянные козлы, ну, еще туалетная белая дверь на заднем плане (художник-постановщик Виктор Рубинштейн) – огромную коммунальную квартиру с длинными коридорами, большой и узкой общей кухней, на которой гудят примусы и пахнет керосином, на которой так неудобно драться – «хочешь , например, одного по харе смазать – троих кроешь» (М. Зощенко).
Они заставили не только смеяться над своими нелепыми, ограниченными, по-мещански расчетливыми героями. Они заставили нас их полюбить! Вот проблема-то! Ну, чем вроде бы хорош бестолковый Борька Фомин (Д. Мельников), который не успев получить выигранные в лотерею пять тысяч, уже соблазнился красивой молодой соседкой Фенечкой (Е. Петрова) и променял на нее свою верную Антонину (Н. Воробьева)? Да и Антонина, если по правде, ничем не хороша: нервная, склочная, навсегда испорченная коммунальным бытом тетка. А Фенечка – только что красавица! Чтобы увеличить жилплощадь, готова выскочить замуж за старика-инвалида (О. Емельянов)! Она только от алчности не позволяет мужу законно скончаться, требуя обеспечения на два месяца вперед!
А уж ее муж, старик Гусев – это вообще нечто! На старости лет пошел на улицу песни голосить и у людей деньги клянчить! И все это сборище, включая ставшего уже своим среди них Милиционера, мы почему-то начинаем любить. Мало того, когда Милиционер объявляет о расселении коммуналки, слезы от смеха превращаются в слезы сострадания к этим, ставшими уже родными людям.
Почему это происходит? Может, потому что мы, зрители, находимся совсем близко к артистам – спектакль идет на Камерной сцене? Возникает определенная «интимность», когда ты можешь рассмотреть каждый жест артиста, когда ты с ним «глаза в глаза». Тогда лишь удивленно приподнятые бровки Антонины, лучше всяких слов говорящие о ее реакции на происходящее, или еле слышный напев товарища Гусева вызывают гомерический смех.
Но если бы только в размерах зала и сцены крылись причины, то каждый камерный спектакль был бы обречен на успех. А мы знаем, что это совсем не так.
Талантливая литературная первооснова? Конечно! М. Зощенко любим не одним поколением читателей за то, что он не только видел в людях уродливое и остроумно писал об этом, но вместе с тем стремился помочь всем стать умнее, добрее и терпимее… И это благородное качество его прозы удалось сохранить и перенести на сцену творческому коллективу, создавшему спектакль.
А работал именно коллектив в лучшем значении этого слова. Здесь «каждое лыко в строку». Точны и остроумны все динамичные сцены – драки, танцы, «хоровод мыслей» Гусева (постановка пластики В. Федотовской). Дополнительный веселый эффект создает, казалось бы, совсем не веселая музыкальная тема – «Элегия» Массне, которая звучит неоднократно, то затухая до пиано, то взмывая ввысь до фортиссимо (музыкальное оформление Д. Бортник). «О где же вы, дни любви? Сладкие сны? Юные грезы весны?» - эта скорбная мелодия и грустные стихи вызывают у зрителей смеховую истерику, когда старик Гусев с пением идет между столиками. Комический талант Олега Емельянова вологжанам, любителям театрального искусства, давно знаком, но в такой возрастной роли мы его еще не видели.
О. Емельянов не только искрометно играет этого несгибаемого, несмотря на раненую ногу, старика-инвалида, но и ведет партию «Человека», как обозначена его роль в программке. Это и слова «от автора», и ремарки к «историческим» миниатюрам, которые перемежают единый сюжет об обитателях коммуналки. Эти миниатюры, сыгранные в духе арт-капустников, когда кочаны капусты обозначают отрубленные головы, а простыня легко превращается в тогу (художник по костюмам Ю. Моисеева), переносят нас на много веков назад. Зачем? А для того, чтобы мы убедились, «что все, надо полагать, идет, как оно и шло». Или, как сформулировал современник М. Зощенко М. Булгаков: «Люди как люди… Только квартирный вопрос испортил их».
И как же нам было не смеяться даже в страстную пятницу, глядя на них и на …себя со стороны. Ведь и мы « люди как люди», такие же, как персидский царь Камбиз, как Антонина Фомина или Вовка Чучелов. Всех нас одни и те же вопросы портят и одни и те же чувства возвышают.
После спектакля покидаешь театр со светлым ощущением праздника и честно проделанной, правильной работы над собой, работы души. И, может, все-таки не очень большой грех, что эта работа сопровождалась смехом.

Ольга Олевская, Вологда
Народный интернет-журал, 23.04.2009г.

© made by KRISPEN
Вся информация, фото, размещенные на сайте, являются его собственностью. Любое использование возможно только после предварительного согласования с администрацией сайта. Ссылка на ресурс обязательна.