карта сайта

АЛЕКСАНДР ЧУПИН

 

карта сайта

Нанобашвили Зураб Анзорович
Режиссер. Лауреат Международных и Российских театральных фестивалей и конкурсов. Лауреат Государственной премии Вологодской области.

Окончил факультет режиссуры. Стажировался в Италии у Джорджо Стрелера в PICCOLO TEATRO DI MILANO. Дипломный спектакль "Тринадцатая звезда" поставил в Иваново, на сцене драматического театра. С 1996 г. по 2001 г. работал режиссером-постановщиком, а затем главным режиссером Ивановского драматического театра. За пять лет работы в Иваново им поставлено несколько ярких спектаклей, в том числе "Мне скучно бес…" (по маленьким трагедиям А.С. Пушкина) и "Праздник одиночества" (В. Коростылев). Обе этих постановки с успехом прошли в Вологде на Международном фестивале "Голоса истории" и были отмечены дипломами (1999 и 2001 гг). Сотрудничал с Ивановским музыкальным театром, где поставил "Хануму" ("Золотая маска" 1998 г, диплом), "Веселую вдову" и мюзикл "Аладдин". Спектакли "Двое на качелях" и "Тринадцатая звезда" вошли в Золотой фонд радиоспектаклей "Российские театральные сезоны".
В 2001 г. З.А.Нанобашвили приглашен в Вологодский драматический театр в качестве художественного руководителя. Придя в коллектив с большой историей, сложившимися традициями, он сумел установить личностные и творческие контакты с труппой и другими работниками театра. Репертуарная политика, проводимая художественным руководителем З.А.Нанобашвили, прежде всего направлена на сохранение традиций театра и высокого уровня актерского мастерства.
За время работы З. А. Нанобашвили заметно выросла постановочная культура театра: репертуар отличается широким жанровым диапазоном и присутствием сложных постановочных спектаклей, над созданием которых работает весь творческий коллектив театра. З.А.Нанобашвили выпустил ряд высоко художественных спектаклей, заявив о себе как о сложившемся режиссере, профессиональном, интересно мыслящем. Постановки разных лет, такие как - "Бальзаминов, Бальзаминов!.." (2002), "Сон в летнюю ночь" (2003), "Невеста из Имеретии" (2004), "На всякого мудреца довольно простоты" (2005), "Дневник Анны" (2005), "Макбет" (2006), "Карамазовы и ад" (2007), "Дорогая Памела" (2007), "Тартюф" (2008) - объединены общими идеями гуманизма, сохранения общечеловеческих ценностей, преемственности и связи поколений. Созданные по произведениям классиков XIX - XX веков, спектакли постепенно развивают единую режиссерскую мысль о формировании цельной системы моральных устоев и ценностей, необходимой для сохранения российской и мировой культуры.
Творчество Зураба Нанобашвили тесно связано с идеей режиссерского театра, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение, которое подчиняет себе все компоненты спектакля от музыки и света до актерского исполнения. Режиссерский замысел диктует зрительный образ, который проявляется в подробно бытовом или условно-символическом сценическом оформлении, также подчиненном единой концепции.
Умение художественно осмыслить выбранную пьесу, затем придумать яркий, образный спектакль от первой до последней секунды, но придумать не только эффектную форму, а естественное и свободное его течение - это театр режиссера Зураба Нанобашвили. Каждый его спектакль - это всегда зрелище, отличающееся разнообразием красок, богатством эмоций, глубиной мысли. Он не любит сухую абстракцию. Эпическое и бытовое, лирическое и комедийное сплетаются в каждом его спектакле, образуя ткань на редкость красочную и жизнестойкую. Он не любит холодной назидательности, показывая многообразие и контрасты жизни, он предлагает главное - задуматься.
В каждом из его спектаклей мы видим твердый почерк режиссера, которому подвластны и комедия и трагедия. З.А.Нанобашвили не гонится за эффектной формой, если за ней нет содержания. Его арсенал сценических средств выразительности неизменно обусловлен сочетанием формы и содержания.
Плодотворная творческая работа художественного руководителя Вологодского драматического театра Зураба Нанобашвили позволила вновь утвердить творческий имидж театра среди театральной общественности и ведущих критиков. Спектакли в постановке Зураба Нанобашвили стали заметным событием в культурной жизни области. Выросла постановочная культура театра: репертуар отличается широким жанровым диапазоном и присутствием сложных постановочных спектаклей, над созданием которых работает весь творческий коллектив театра. В постановках Зураба Нанобашвили с успехом работают актеры разных поколений: молодые и признанные профессионалы.
Творческая деятельность режиссера Зураба Нанобашвили не раз отмечалась и поощрялась:
Гран-При VII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" за спектакль "Сон в летнюю ночь" (2003 г.);
Благодарственное письмо оргкомитета VII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" за участие в конкурсной программе фестиваля и представление спектакля "Сон в летнюю ночь" (2003г.);
Благодарственное письмо оргкомитета VII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" за участие в конкурсной программе фестиваля и представление спектаклей "Бальзаминов, Бальзаминов!.." и "Чайка" (2003 г.);
Премия Губернатора Вологодской области "За творческий вклад в развитие идеи Международного театрального фестиваля "Голоса истории"" (2003 г.);
Благодарность Губернатора Вологодской области "За большой вклад в подготовку и проведение VII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" в Вологде в 2003 г.";
Диплом участника VI Всероссийского театрального фестиваля "Островский в доме Островского" за спектакль "Бальзаминов, Бальзаминов!.." (2004 г.);
Благодарственное письмо Губернатора Вологодской области "За большой вклад в развитие театрального искусства в области, плодотворную творческую деятельность" (2004 г.);
Благодарность начальника департамента культуры Вологодской области "За активное участие в организации и проведении культурной программы "Дней Москве в Вологодской области" в 2004 году"
Благодарственное письмо "За значительный вклад в развитие искусства области и региона, сохранение и преумножение традиций национальной культуры и в связи со 155-летием со дня открытия театра" (Череповец, 2004);
Лауреат Премии им. Н. А. Островского "За большой вклад в развитие отечественной культуры" (2005 г.);
Приз Губернатора Вологодской области "За лучший актерский ансамбль" в спектакле "Дневник Анны" (2005 г.);
Благодарственное письмо оргкомитета VIII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" за участие в конкурсной программе фестиваля и представленный спектакль "Дневник Анны" (2005г.);
Гран-При за режиссуру VIII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" "За поиск новых выразительных форм и средств в освоении историко-архитектурной среды" (2005 г.);
Благодарственное письмо оргкомитета VIII Международного театрального фестиваля "Голоса истории" за участие во внеконкурсной программе фестиваля и представленный спектакль "Дом Бернарды Альбы" (2005 г.).
Лауреат регионального фестиваля им. Куликовского "Кубань театральная" в номинации "Лучшая работа режиссера-постановщика" за спектакль "Дом Бернарды Альбы" (2006).
Государственная премия Вологодской области по музыкальному, театральному искусству и филармонической деятельности (2006) за цикл спектаклей, объединенных общими идеями гуманизма, сохранения общечеловеческих ценностей, преемственности и связи поколений, - "Бальзаминов, Бальзаминов!..", "Сон в летнюю ночь", "Невеста из Имеретии", "На всякого мудреца довольно простоты", "Дневник Анны" (2007).
Главный Приз "За режиссерскую интерпретацию философского романа Ф.М. Достоевского в приемах площадного мистериального театра" на IX Международном театральном фестивале "Голоса истории" (2007 г.)
Почетная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Российского профсоюза работников культуры "За большой вклад в развитие культуры и массовых коммуникаций" (2007 г.)

Спектакли, поставленные на сцене Вологодского драматического театра режиссером Зурабом Нанобашвили:
Ж. Марсан "Публике смотреть воспрещается" (2001 г.).
А. Островский "Бальзаминов, Бальзаминов!.." (2002 г.) на 6 Всероссийском театральном фестивале "Дни Островского в Костроме" (2003 г.) постановщик спектакля З. Нанобашвили и занятые в нем заслуженные артисты И. Рудинский, С. Трубина, С. Улыбина, Н. Лукьянова и артистка Л. Лихачева были удостоены награды Губернатора Костромской области Памятного знака "За достижения в развитии культуры и искусства"; на VI Всероссийском театральном фестивале "Островский в доме Островского (2004 г.) в г. Москве на сцене Малого театра России спектакль был удостоен диплома фестиваля.
Б. Акунин "Чайка" (2003 г.) спектакль был поставлен на открытой в театре Малой сцене.

 

 

 

 

У. Шекспир "Сон в летнюю ночь" (2003 г.) на VII Международном театральном фестивале "Голоса истории" режиссер З. Нанобашвили за спектакль получил Главный приз фестиваля - Маску. Специальные призы получили засл. арт. РФ Л.Рудой "За исполнение лучшей мужской роли" и артистка Н. Воробьева "За исполнение лучшей женской роли".
Ф.Г. Лорка "Дом Бернарды Альбы" (2004 г.) Малая сцена. В 2005 году в рамках культурной программы "Дни Вологодской области в Москве" спектакль был показан в Московском театре наций.

 


Б. Рацер, В. Константинов "Невеста из Имеретии" (2004 г.) в 2005 году в рамках культурной программы "Дни Вологодской области в Москве" спектакль был показан в Московском академическом театре им. В. Маяковского.
А. Островский "На всякого мудреца довольно простоты" (2005г.).


 

 

Ф. Гудрич, А. Хаккет "Дневник Анны" (2005 г.) на VIII Международном театральном фестивале "Голоса истории" спектакль, показанный на крыше театра, стал обладателем Приза Губернатора Вологодской области "За лучший актерский ансамбль", обладателем Главного приза фестиваля "За режиссуру", обладателями Почетного приза "За актерский дуэт" стали заслуженные артисты РФ С. Трубина и Л. Рудой.

 

 

"Одиночество" (2006) спектакль, поставленный на Малой сцене, состоит из двух одноактных спектаклей - "Человеческий голос" Ж. Кокто и "Игра в джин" Д. Л. Коуберна.

 

 

 

 


"Макбет" по пьесе У. Шекспира (2006). Это одна из интересных и самобытных интерпретаций шекспировской пьесы. Определив жанр новой постановки как трагифарс, режиссер умело расставляет акценты и подводит к мысли об относительности существующих критериев жизни, связанной с властью. Переоценка главным героем моральных устоев сводится сначала к неуверенности в их всемогуществе, а потом к окончательному отказу от твердой морали. Реальное и желаемое смешивается, превращая благородного воина Макбета в убийцу.

 


"Карамазовы и ад" (2007) - современная обработка романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", которую предложил драматург Николай Климонтович.
Перед нами семейство Карамазовых, оказавшееся где-то вне времени ипространства, вне мира вообще. Здесь другие законы бытия. Здесь - добровольный и ненасытный ад, где нет жизни и смерти, где мучение - основа существования. Впрочем, ад Карамазовых слишком похож на их жизнь и также порой оборачивается балаганом, в котором черти и люди смешиваются в шутовской чехарде. Детективная фабула романа Достоевского делится в спектакле на несколько эпизодов, связанных между собой единой теологической идеей о возмездии, искупляющем грех и исцеляющем душу. Отсутствие четко выстроенной сюжетной линии подчеркивает условность происходящего. Главный вопрос романа кто убил Федора Карамазова? становится несущественным, ибо на каждом из братьев общая вина отцеубийства. На первый же план выдвигаются философские вопросы о вере и безверии, об истинном и мнимом, о Боге и свободе человека.


"Зима" по пьесе Е.Гришковца. Спектакль-ощущение: о любви, юности, мечтах, обидах. Воспоминания двух погибающих где-то в лесу молодых солдат о разных эпизодах их короткой жизни . Фантазии, сны и реальность смешиваются и уводят героев далеко от этого замерзающего мира.

 


"Дорогая Памела" - добрый и смешной спектакль по пьесе Д.Патрика. Человекувсегда приходится делать выбор - между добром и злом, любовью и равнодушием, свободой или привязанностью. И в зависимости от того, какой выбор он сделает, человек становится благодетелем или преступником.

 


 

 

"Сколько ЭТО стоит?" В процессе постановки режиссер слегка видоизменил пьесу - в основном это касалось финала и некоторых эпизодов, - но сохранил идейную направленность, ритмический рисунок, музыкальность, темп произведения. Драматург Нина Прибутковская одобрила все режиссерские трансформации. Главное, по её словам, чтобы мысль автора была созвучна с мыслью режиссера - на спектакле Вологодского театра "Сколько ЭТО стоит?" это произошло, возможно впервые в её судьбе драматурга.

 

 

"Тартюф" Классика всегда хороша тем, что затрагивает вечные темы. Можно долго рассуждать о сменах поколений, о революциях и перестройках государственных формаций, но, внимательно читая классиков, понимаешь, что как бы ни менялосьобщество, люди-то остаются все теми же. И характеры, взятые Мольером из глубины средних веков, были понятны и узнаваемы что при французском дворе XVII века, что в сегодняшнем дне. История о Тартюфе - это повод не только для смеха, но и для философских рассуждений.

 

 

Пресса

О спектакле "Бальзаминов, Бальзаминов!..":
"…Режиссерская палитра З. Нанобашвили в этом спектакле исполнена тонким вкусом и художественной продуманностью. Комические сцены искрились озорством, юмором, молодостью и радостью игры. Спектакль обращает на себя внимание внутренней музыкальностью, обостренным чувством темпоритма. И потому звучит легко и гармонично…" ("Театральная жизнь", 2003, № 8).

"...В новом качестве предстал Вологодский драматический театр, где недавно появился новый худрук - Зураб Нанобашвили", "…все разнообразие характеров режиссер великолепно соединяет в ансамбль, замечательный своей законченностью формы и мастерской отделкой деталей. Словом, что сказать? Произведение!" ("Культура", 2003, 14 мая).

"...Четкие линии пластического рисунка, единство образа спектакля и лаконизм режиссерского почерка…", "…вместе с центростремительной режиссерской волей в спектакле жила та стихия свободной актерской энергии, а местами та пленительная импровизация, которые вроде бы и не подвластны режиссерской воле. Ощущался тот художественный демократизм, при котором актер чувствует себя не рабом пусть даже и великолепного замысла, а "свободным художником" и творит, подчиняясь, как говорится, зову сердца…" ("Театральная жизнь", 2004, № 1-2).

"...Играть просто хорошо, даже мастерски - сегодня мало. Необходим новый подход к великой драматургии… надо снять пыль штампов с живого лица бессмертия… Эта современность чувствовалась в спектакле "Бальзаминов, Бальзаминов!.." в режиссуре З. Нанобашвили. Среди вопросов, заданных драматургом, вологодский театр выбрал один (трагический) - отчего люди сходят с ума?.. и интересен ответ режиссера и актера: неотступные мысли, лишенные нравственности - разрушительны. От них может погибнуть и сам человек, и все человечество…" ("Театр", 2004).

О спектакле "Сон в летнюю ночь":
"...Вековые деревья, густые заросли листвы создавали идеальную среду Арденского леса. "Сон в летнюю ночь" играли и в самом деле в летнюю вологодскую ночь (временами на головы зрителей накрапывал освежающий дождь). Лес был тактично подсвечен прожекторами, а черные проемы листвы служили естественным прибежищем эльфов… В спектакле вологжан возникало ощущение гармонии…" (Театральная жизнь. - 2004. - № 1-2).

О спектакле "Дневник Анны":
"...Тема фашизма раскрыта здесь совершенно парадоксально. Жизнь в клетке, на чердаке предприятия, где днем нельзя совершенно обнаружить никаких признаков жизни, становится для юной девочки настолько мучительным, что когда спустя много месяцев, немцы все-таки обнаруживают "Ноев ковчег" господина Франка, Анна испытывает в концлагере СЧАСТЬЕ от наступившей СВОБОДЫ!
Театр яркой формы и обостренного психологизма. Таков принцип эстетики нового главрежа Вологодского театра драмы...". (Владимирская авансцена. - 2005. - №8)

"...Спектакль получился монументально-гармоничным, напомнив зрителям о периодически повторяющихся в судьбе человечества "символических событий", подобных библейскому потопу…". (Пятницкий бульвар. - 2005 г.)

"...Помещая эту историю в необычное сценическое пространство - на крышу театра, - режиссер изначально "опрокидывает" предлагаемые обстоятельства пьесы. Еврейская семья, спрятавшаяся от фашистов в потайной квартире, лишенной света, отделенной от внешнего мира, оказывается на площадке под открытым куполом неба, как бы наедине с космосом, с вечностью. И эта новая сценическая ситуация переводит конкретное действие в некое вневременное измерение...". (Театральная жизнь. - 2005. №6)

О спектакле "Макбет":
"...Язвительная ирония режиссера адресована в равной мере и сидящим в зале, и самому себе. Его спектакль о том, без чего и с чем нужно учится жить. Ибо так было и так будет. Род приходит, и род уходит, а человечество терзают всё те же противоречия...". (кандидат филологических наук профессор С. Ю. Баранов, Красный Север, 16 ноября 2006 г.)


"...Во всех спектаклях Зураба Нанобашвили ощущается, что он режиссер своего времени, но в них нет панибратства с великими. "Макбет"смотрится на одном дыхании, режиссер не дает расслабиться даже искушенному зрителю, хорошо знающему текст Шекспира. Динамизм, с которым развиваются события в спектакле, возвращает нас к театру-зрелищу, когда действие захватывает и в то же время характеры героев становятся хорошо понятными, их поступки - объяснимыми...". (театровед А. К. Сальников, Вологодская афиша, декабрь 2006)

О спектакле "Карамазовы и ад"
Спектакль "Карамазовы и ад" театра покорил зрителей безупречным вкусом режиссера, отличной сценографией, масштабностью постановки, органичным освоением театрального пространства". (Елена Ирха, Правда Севера, 31.07.2007)
"Театр мастерски справился с трудной задачей исследования человеческого духа, поисками причин нравственного падения и нравственного возрождения". (Алексей Сальников, Вологодская неделя, 26.07.2007)

"Достоевский еще ничего не знал о том, что вишневый сад будет вырублен, хотя из "Бесов" ясно, что его озаряли самые мрачные предчувствия. Но для него дворянский мир был незыблем. В его время никому бы не пришло в голову, что эти невероятные страсти русской жизни могут быть разменяны. Спектакль вологодского театра напоминает о простой вещи: богатство нации есть богатство ее духа, а не новых марок автомобилей. Замечательные вологодские актеры говорят нам со сцены, что именно дух вечен. А все, что материально, - тленно. Хоть это и звучит банально, но согласитесь - в наше время это смело сказано. Не случайно жюри во главе с Алексеем Бартошевичем отдало спектаклю приз за лучшую режиссуру". (Николай Климонтович, Московские новости, 02.08.2007)

О спектакле "Тартюф":
"Театральная энергия этого спектакля бьет через край. Здесь присутствует постановочное решение посредством приема "театра в театре". Ощущается оперная условность, задаваемая моцартовской арией в самом начале действия. Появляются маски на лицах исполнителей в его финале. В актерской игре доминирует стиль "школы представления" с вкраплением пародийных элементов. Все это свидетельствует об открытой театральности режиссерского прочтения пьесы Мольера". (Светлана Патапенко, кандидат филологических наук)

Яндекс.Метрика
© made by KRISPEN
2007-2016
Вся информация, фото, размещенные на сайте, являются его собственностью. Любое использование возможно только после предварительного согласования с администрацией сайта. Ссылка на ресурс обязательна.